Попробуем произнести про себя слово-нет. Наверняка это не составило для вас никакого труда. Другое дело сказать это слово другому человеку.
Если вам очень неудобно и трудно отказывать другим на их просьбы, то иногда это переходит в большую проблему для вас. Окружающие, быстро поняв это, начинают дружно эксплуатировать эту вашу небольшую слабость, решая свои проблемы за вас счет. Наверняка вы прекрасно это знаете, но сказать нет, как-то не получается. Не хватает сил перебороть себя и отказать.
Для чего же нужно умение отказывать другим людям?
В первую очередь для того чтобы не тратить свое драгоценное время на решение чужих, иногда даже мелких и не обременительных проблемок. Ваше время для вас и распоряжаться им должны только вы, решая, что в данный момент вам наиболее важно и существенно. Не стоить его тратить в угоду другим.
Это конечно не означает, что нужно всем подряд отказывать. Помогать другим можно и нужно. Иногда это даже приятно. Но это прежде всего не должно быть в ущерб вам. Небольшой эгоизм в этом вопросе должен присутствовать.
В чем же состоит страх отказов?
В нашей жизни мы постоянно попадаем в ситуации, когда настоятельные просьбы других, заставляют нас переделывать свои планы, заниматься не любимыми вещами, чересчур напрягаться, тратить свои эмоциональные и физические силы. А такая просьба может поступить в любой момент от кого угодно-начиная от начальника на вашей работе, друзей, родственников или близких вам людей.
Так сложилось, что люди в такой ситуации чаще всего решают проблему при помощи бегства и мелкой лжи. Часто, при помощи этого, удается решить проблему без создания конфликтов. Но остается внутренний дискомфортной осадок, да и самоуважение не всегда при этом растёт.
Каковы же причины страхов отказать? Вот некоторые из них:
- мой отказ обидит или расстроит просившего, а ч не могу быть жестоким человеком
- окружающие, как мне кажется, перестанут меня уважать или любить
- меня воспитывали, что нельзя отказывать в просьбе других
- если я откажу, то навсегда потеряю возможность попросить их о чем-то
- их проблемы, по сравнению с моими, гораздо серьезнее и важнее
Другими словами, постоянно безотказно соглашаясь заниматься не «своими» делами, иногда даже в ущерб себе, подсознательно мы боимся потерять, приобретенное уважение и любовь своего окружения. Выглядеть в чужих глазах плохим и равнодушным человеком. Все это, прежде всего признак сильно заниженной самооценки, повысить которую человек пытается подстроившись под своё окружение.
Справившись с этими страхами, а в этом легко может помочь психолог, можно с уверенностью сказать, что вы проделали большую часть пути в желании научиться в нужных случаях говорить «нет».
Очень часто проблемой безотказности страдают молодые сотрудники или же люди попавшие в новый трудовой коллектив. Конечно, выполняя просьбы коллег, идет получение нужного опыта, и преследуется главная цель- создать о себе хорошее впечатление и понравиться руководству. Но со временем, многие не могут выбраться из этой роли, продолжая безропотно выполнять «не свою» работу или обязанности. Как же избежать этого?
Придя на новую для себя работу, в первую очередь разберитесь со своей должностной инструкцией и объёмом вашей работы. После этого вам станет проще определить, что относиться именно к вашей работе, а что пытаться навязать вам коллеги, как молодому сотруднику.
Очень полезно научиться самому просить о помощи. Безотказные люди, чаще всего, с большим трудом сами просят кого-то. Основываясь на своих негативных эмоциях и переживаниях, связанных с просьбами, они не хотят, как они считают, доставлять их другим. А если же отваживаются на это, то потом чувствуют себя виноватыми и очень долго извиняются за это, ставя тем самым себя в неловкое положение.
Несколько советов для освоения слова «нет»:
1.Проще отказать на первом этапе пока окружение не стало открыто вами манипулировать, поймав вас на слабости. Потренируйтесь перед зеркалом произносить нет, не добавляя своих эмоций.
2.Не в коем случае не оправдывайтесь, оправдываются виноватые.
3.Если прямо отказать не получилось, соглашайтесь только в обмен на равнозначную услугу, пояснив это своей занятостью.
3.Имейте четкий перечень своих жизненных приоритетов. Например, на первом месте- семья, на в тором- карьера, на третьем- друзья, на четвертом- коллеги. Это значительно поможет в выборе- да или нет.
4.Не надо стесняться использовать такие фразы как: «ты и сам это успеешь сделать», «обратись к кому-то другому», «мне эту работу не оплатят», «это не входит в мои должностные обязанности». Чем раньше ваши коллеги поймут, что вы здесь зарабатываете деньги, а не ищете себе друзей, тем меньше будет неуместных просьб.
5.Не забывайте, что решая чужие вопросы не добиться от окружения любви и признательности. Не отстояв свою позицию, об авторитете коллег можно забыть. Не стоит быть простачком, на которого можно спихнуть часть работы. Уважайте себя и свое драгоценное время.